Инклюзивное образование

Организация инклюзивного образования в МБОУ СШ № 150

В 2017-2018 учебном году в МБОУ СШ № 150 (далее – Школа) обучается 2420 учащихся, из них:

  • 26 учеников (1% от общего числа учащихся) имеет статус ребёнка – инвалида,
  • 15 учащихся (0,6% от общего числа учащихся) — статус ребёнка с ОВЗ.

Из 15 учащихся: трое — с нарушением опорно-двигательного аппарата, один-с проблемами зрения, один – с умственной отсталостью, 10- с соматическими заболеваниями.

Дети, имеющие статусы ребёнка с ОВЗ, обучаются в школе на всех уровнях общего образования:

  • на уровне начального общего образования – 5 уч.
  • на уровне основного общего образования – 4 уч.;
  • на уровне среднего общего образования – 6 уч.

Все учащиеся с особыми ограниченными возможностями здоровья, кроме ученика 1 класса, осваивают образовательные программы на уровне не ниже базового.

Заболевание Количество учащихся

Врожденный порок сердца

2
Сахарный диабет 3
Бронхиальная астма 1
Органы зрения 1
Нарушения опорно-двигательного аппарата 3
Другие заболевания 4
Умственная отсталость 1

В Школе разработаны и утверждены локальные акты, регламентирующие процесс инклюзивного образования:

  • Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме;
  • Положение об инклюзивном образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

С учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и детей-инвалидов в Школе предусмотрены следующие формы, способы и средства обучения:

  • Полная инклюзия. Учащиеся с особыми ограниченными возможностями здоровья (самостоятельно или в сопровождении тьютора) посещают классно-урочные занятия в очной форме совместно со сверстниками, обучаются по адаптированной или общеобразовательной программе в соответствии с учебным планом класса, в том числе, планом внеурочной деятельности. Создавая экологически и психологически комфортную образовательную среду для данной категории учащихся, широко применяется зонирование образовательного пространства в виде игровой комнаты, кабинета психологической разгрузки. Оптимизация учебного процесса достигается применением современных педагогических технологий: уровневой дифференциации, личностно-ориентированного и здоровьесберегающего подхода в обучении. Коррекционная помощь данной категории учащихся оказывается посредством организации индивидуальных и групповых занятий с учителями-предметниками, педагогом-психологом, учителем-логопедом на основании заключения тПМПК о создании специальных условий обучения; программы коррекционной работы, а также образовательных потребностей учащихся или их родителей (законных представителей).
  • Частичная инклюзия. Учащиеся с особыми ограниченными возможностями здоровья обучаются по адаптированной или общеобразовательной программе по индивидуальным учебным планам (надомное обучение).

Целью работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья стало создание оптимальных психолого- педагогических условий для усвоения детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развитии, социальной адаптации, психологического развития обучающихся, воспитанников.

В 2016-2017 учебном году в МБОУ СШ №150 обучалось 15 детей с ОВЗ и 23 ребенка-инвалида. Из них трое обучались на дому. В 3 классе было организовано инклюзивное образование ученицы с ограниченными возможностями здоровья, которая обучалась по адаптированной программе.

Средний балл и успеваемость учащихся с ОВЗ, занимающихся в классах

Классы Успеваемость Средний балл
1-4 100% 4,2
5-9 100% 4,0
10-11 100% 4,4
1-11 100% 4,2

По сравнению с 2015-2016 учебным годом качество успеваемости у учащихся осталось стабильно высоким.

Обучение на дому

Целью организации индивидуального обучения детей на дому является защита их прав на получение образования.

Задачей предоставление права данной категории обучающихся индивидуального обучения на дому:

освоение образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта учащихся, которые по состоянию здоровья не могут обучаться в образовательном учреждении;

организация образовательного процесса в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние здоровья обучающегося и создание благоприятных условий для обучающихся с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся.

В течение учебного года за процессом получения индивидуального обучения больных детей на дому осуществлялся контроль, на основании которого делается данный анализ.

Скомплектован пакет документов, включающий нормативно-правовую базу федерального и регионального уровня. Имеется Положение об организации индивидуального обучения больных детей на дому.

На основании медицинских документов и заявлений родителей (законных представителей) на каждого ученика были подготовлены следующие документы:

  • индивидуальный учебный план;
  • приказ;
  • расписание занятий;
  • заключен договор с родителями

Индивидуальный учебный план и расписание занятий согласовывалось с родителями (законными представителями).

На каждого ученика велись индивидуальные журналы обучения на дому.

В течение 2016-2017 учебного года на дому обучались 4 ученика 2, 7, 10 классы).

В течение учебного года справку на обучение на дому по медицинским показаниям один ученик 7 класса.

Практически все учащиеся продемонстрировали удовлетворительные, хорошие и отличные результаты обучения.

Средние баллы по итогам успеваемости за 2016-2017 учебный год учащимися, получающими образование в форме надомного обучения:

1-4 4,7 100%
5-9 4,3 100%
10-11 4,5 100%

Снижение среднего балла произошло только в 5-9 классах на 0,1.

В течение учебного года за организацией обучения на дому проводился контроль, который включал в себя:

  • проверку журналов индивидуального обучения на дому – ежемесячно;
  • собеседование с учащимися и их родителями;
  • проверку календарно-тематических планов как составных частей учебных рабочих программ;
  • выборочную проверку фактически отработанного времени учителями-предметниками;
  • проверку по организации индивидуального обучения на дому.

Классные руководители проводят работу по привлечению детей с ОВЗ к занятиям внеурочной деятельностью, проводят индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщают к творческим делам класса и школы.

  • Для этих учащихся организовано бесплатное двухразовое питание.

В рамках ВШК заместителями директора по УВР были посещены уроки в классах, где учатся дети со статусом ОВЗ. По результатам посещения были сделаны выводы:

  • — обучение носит практическую направленность;
  • — разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием ребенка, формируют его социальный опыт;
  • — на уроках педагоги используют следующие методы и приёмы: совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу;
  • — при обучении учителя постоянно используют игровой, наглядный и занимательный материал, наиболее доступный для данной категории детей.

По результатам проверок журналов можно сделать следующий вывод: журналы заполнялись своевременно, сделанные замечания носили технический характер. Грубых нарушений в течение года за ведением документации не выявлено.

Выборочная проверка фактически отработанного времени учителями-предметниками показала, что учителя придерживаются расписания, согласованного с родителями и утвержденного директором школы. Проверка календарно-тематических планов производилась одновременно с проверкой, согласованием и утверждением учебных рабочих программ на 2016-2017 учебный год, во время которой замечаний сделано не было.

По итогам проверки было проведено совещание с педагогами, работающими с данной категорией обучающихся.

На основании плана внутришкольного контроля была проведена проверка по организации индивидуального обучения больных детей на дому в декабре 2016 года. В ходе проверки установлено, что в школы созданы условия для качественного индивидуального обучения больных детей на дому.

Вывод:

  • права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования соблюдаются;
  • созданы условия для освоения образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта для учащихся, которые по состоянию здоровья не могут обучаться в образовательном учреждении;
  • все учащиеся, обучающиеся по состоянию здоровья индивидуально на дому, успешно справились с освоением программ, и перешли в следующий класс или прошли государственную итоговую аттестацию.

Коррекционная помощь оказывается посредством организации очных индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с педагогом-психологом, учителем-логопедом в соответствии с заключением ПМПК, программой коррекционной работы, образовательными потребностями семьи. Эти учащиеся участвуют в занятиях и мероприятиях дополнительного образования, внеурочной деятельности, культурно-досуговых мероприятиях, совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии, если это не препятствует совместному образовательному и воспитательному процессу и не противоречит рекомендациям психолого-медико-педагогического консилиума Школы.

Всем учащимся с ОВЗ предоставлен спектр дополнительных образовательных программ по направлениям: техническое, художественное, социально-педагогическое и программ внеурочной деятельности.

В Школе создана система традиционных социально-значимых, культурно-досуговых и познавательных мероприятий: праздники, фестивали, концерты, конкурсы, олимпиады, ученические конференции, спартакиады, социальные акции.

Построенная таким образом деятельность Школы по организации образовательного процесса для детей с различными образовательными возможностями позволяет данной категории учащихся на достаточном уровне адаптироваться в школьном социуме, освоить не ниже базового уровня основные образовательные программы, развивать познавательные психические процессы, качества личности в соответствии с индивидуальными особенностями.

В Школе имеется Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ).

Паспорт доступности составлен в соответствии с требованиями приказа Минобрнауки России от 8 ноября 2015 г. №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Разработан План Мероприятий («дорожной карты») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг муниципального образования

В 2017 году в построен пандус для ученицы-колясочницы.

В школе реализуются следующие адаптированные общеобразовательные программы:

  • Адаптированная образовательная программа начального общего образования
  • Адаптированная образовательная программа основного общего образования
  • Адаптированная образовательная программа среднего общего образования

Учебно-методические комплекты, по которым обучаются дети с особыми ограниченными возможностями здоровья соответствуют федеральному перечню учебников, рекомендуемых к использованию в школах. Обеспеченность учебниками учащихся составляет 100%.

При организации учебной деятельности педагоги активно используются электронные образовательные ресурсы: платформы, тестовые оболочки, онлайн-сервисы, электронные приложения к учебникам.

В течение года реализуются программы психолого-педагогического сопровождения, направленные на коррекцию и развитие:

  • сфер личности ребёнка: познавательной, аффективно-регулятивной, мотивационной,

социальной, ценностной, коммуникативной (педагог-психолог);

  • устной и письменной речи учащихся (учитель-логопед).

релаксации используются стол песочной терапии на базе мультимедийного комплекса, интерактивная реабилитационно-игровая система «Оми-Виста».

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляет педагог – психолог, учитель – логопед, социальный педагог, тьютор. Работает ШПМПк.

Все дети с ОВЗ здоровья проходят школьный ПМПк в начале учебного года (по результатам входящей диагностики) и в конце (итоговый консилиум отслеживания динамики развития учащихся). При необходимости коррекции индивидуальной образовательной траектории учащегося проводится промежуточное заседание. В состав школьного ПМПк входят: педагог-психолог, учитель-логопед, школьный фельдшер, педагоги-предметники. Школьный психолого-медико-педагогический консилиум тесно сотрудничает с территориальной психолого-медико-педагогической комиссией, куда предоставляются документы для определения программы обучения, формы сдачи государственной итоговой аттестации, определения реабилитационных мероприятий.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется в очной и дистанционной формах. Очные (индивидуальные, групповые) занятия проводятся с учащимися, посещающими образовательную организацию, дистанционные – с учащимися, обучающимися на дому.

Для организации сопровождения созданы условия: современным оборудованием оснащен кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, комната психологической разгрузки (сенсорная комната).

Нормативные документы:

Письмо МИНОБРНАУКИ РФ от 11.03.2016г

Письмо МИНОБРНАУКИ о введении ФГОС ОВЗ

 

Локальные акты:

Приказ о внесении изменений в регламенты предоставления муниципальных услуг

Положение о ПМПк ОВЗ

Положение о разработке и реализации рабочей программы для детей с ОВЗ

Положение об инклюзивном образовании

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры

План создания условий для реализации ФГОС ОВЗ в МБОУ СШ №150

План мероприятий «дорожная карта»

Мониторинг оценки условий

Рабочие программы:

АОП НОО для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

АОП ООО для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

АОП ООО для слабовидящих учащихся

 

Примерные программы:

Примерная АОП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Примерная АОП начального общего образования для глухих обучающихся

Примерная АОП начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития

Примерная АОП начального общего образования для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата

Примерная АОП начального общего образования для обучающихся с расстройством аутистического спектра

Примерная АОП начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушением речи

Примерная АОП начального общего образования для слабовидящих детей

Примерная АОП начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших обучающихся

Примерная АОП начального общего образования для слепых обучающихся