Звание Героя — школе!


Василий Сергеевич Молоков

Родился 13 февраля 1895 года в селе Ирининское Подольского уезда Московской губернии (ныне село Молоково Ленинского района Московской области). С 1904 года работал в коробочной мастерской в Москве, затем в кузнице молотобойцем и слесарем. С 1915 года в армии. В Красной Армии с января 1918, участник Гражданской войны (1918—1920).

Окончил школу морских лётчиков в Самаре(1921) и курсы усовершенствования Военно-воздушной академии им.Жуковского (1929).  

Воздушная биография Молокова во многом уникальна. С начала 1930-х крылья управляемой им авиатехники прокладывали вдоль Енисея первые воздушные трассы в Заполярье. Летом 1932 года Василий Молоков выполнил перелёт из Красноярска в Игарку. В послужном списке лётчика первый зимний рейс на Диксон, открытие трассы Красноярск — Якутск – Колыма — Чукотка, знаменитое воздушное кольцо над Арктикой длиною свыше 30 тысяч километров, перелёт на Северный полюс.

С 1931 служил в Гражданском воздушном флоте. Летал на воздушных линиях в Сибири и на Дальнем Востоке.

В 1934 вместе с другими лётчиками участвовал в экспедиции по спасению челюскинцев.. Тогда со льдины больше всех— 39 человек— вывез «дядя Вася», как любовно называли его потерпевшие крушение челюскинцы. На своем двухместном самолёте Р-5 он умудрялся вывозить по 6 человек, приспособив для пассажиров подвешенные под плоскостями парашютные ящики.

В 1935 году на летающей лодке «Дорнье-Валь» совершил выдающийся по тем временам перелёт по маршруту Красноярск—Киренск—Якутск—Нагаево—Нижнеколымск—Уэлен и обратно вдоль арктического побережья до Архангельска, открыв новую авиалинию через Восточную Сибирь и Камчатку.

В 1936 году совершил полёт вдоль Арктического побережья в СССР, в 1937 участвовал в экспедиции на Северный полюс— в качестве командира экипажа самолёта ТБ-3 высаживал специалистов дрейфующей станции. С 1938 года— начальник Главного управления гражданского воздушного флота СССР.

Во время Великой Отечественной войны по постановлению ГКО № 739с от 9 октября 1941 года назначен уполномоченным ГКО по созданию секретной авиаперегоночной трассы «Аляска-Сибирь» («Алсиб», форт Фэрбенкс (США) — Красноярск (СССР)).

В 1942 году В.С. Молоков с мандатом уполномоченного Государственного комитета обороны руководил изысканиями и строительством знаменитой трассы «АЛСИБ», по которой перегоняли с Аляски через Берингов пролив, Чукотку, Колыму и Якутию в Красноярск для дальнейшей отправки на фронт американские боевые и траспортные самолеты, поставлявшиеся по ленд-лизу. В конце 1942 года генерал-майор Молоков ушел на фронт, где до конца войны командовал 213-й ночной бомбардировочной авиадивизией. После войны был заместителем начальника Главного управления гидрометеослужбы СССР. Затем – председателем Высшей квалификационной комиссии при Главной инспекции ГУ ГВФ.

С 1943года командовал авиационной дивизией на Западном и 3-м Белорусском фронтах. С 1947 года — в запасе.

Василий Сергеевич Молоков – Герой Советского Союза, награждённый тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова и Кутузова II степени, орденами Отечественной войны I степени и Красной Звезды, медалями.

Умер в 1982 году. Похоронен в Москве, на Кунцевском кладбище.

Именем легендарного летчика названы улица в городе Красноярске и остров, в прошлом носивший название Телячий, рассекающий русло Енисея в паре с островом Отдыха. В 2005 году в Красноярске установлена мемориальная доска в его честь.

Имя Василия Молокова по-прежнему бороздит небесные просторы — в качестве бортового названия среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214 авиакомпании “КрасЭйр.